Анастасия Лашук, выпускница American English E-Teacher program, волонтер-преподаватель в MOOC Teaching Grammer Communicatively.
Грамматика – это скучно… Уже нет?
Давайте вспомним урок грамматики в школе. Учитель долго пишет что-то сложное на доске, потом долго что-то объясняет, все понятно (но чаще непонятно), а потом нужно сделать много упражнений и (как же так) все выучить и запомнить к следующему уроку, желательно, прямо сегодня и сейчас. И выучить нужно навсегда без права на ошибки в тестах и в речи (если, в лучшем случае, дело доходит на уроке до коммуникации). Таких занятий было и есть много. Грамматика – это сложно. Грамматика – это скучно. Грамматика – это много упражнений, которые нужно проделать, прописать, прочитать. Грамматика – это очень много учить. А что, если такой подход устарел? А что, если преподавать можно по-другому? А что, если вместо строительства храма знаний, где каждый лингвистический кирпич, это то правило или лексика, которые ученик должен выучить раз за разом и знать, для того, чтобы говорить на иностранном языке правильно, можно… вообще этот храм не строить?
Создатели курса Teaching Grammar Communicatively (Коммуникативное обучение грамматике) от World Learning считают именно так. Грамматика – это прекрасный сад из грамматических конструкций, который нужно замечать и изучать постепенно, повторять, когда грамматическая конструкция увядает, готовить почву и условия для изучения новых и не строить стену там, где однажды должен вырасти сад. Став участником American English E-Teacher program от американского посольства и закончив курс по коммуникативному обучению грамматики с отличием, будучи приглашенной создателем курса в качестве волонтера-преподавателя для преподавателей со всего мира в MOOC Teaching Grammar Communicatively, я могу с ними согласиться.
При изучении языка грамматические конструкции и лексика не запоминаются идеально за один раз. Грамматические цветы растут с разной скоростью (понять концепцию настоящего простого времени Present Simple, гораздо легче, чем настоящего совершенного, – ведь как может прошедшее быть настоящим, – Present Perfect), под влиянием разных факторов (если я сейчас думаю о свидании или я не знаю, какие глаголы неправильные, будет сложнее), иногда могут завянуть (я ничего не помню, потому что учила английский еще в школе). Как же помогать ученикам осваивать грамматику? Спойлер, идеального способа нету. Создатели курса считают, что контекст и осознанная коммуникация, где преподаватель – это садовник-ведущий-наблюдатель-сценарист-организатор, который создает занятия, где ученики заняты (а не преподаватель много говорит и много делает), он создает контекст, игры, продумывает план и способ освоения грамматики так, чтобы это было не целью, а лишь способом общения в различных лингвистических и социальных ситуациях. Учитель больше не учит, он помогает открывать знания и направляет, подсказывает, прогнозирует и замечает форму, значение и использование той или иной грамматической конструкции. Имея контекст, преподаватель вовлекает учеников do the thinking, думать и объяснять почему так и дополняет там, где упущено.
Просмотрите план урока.
Увлекательно, правда? Хотелось бы Вам поучаствовать в таком занятии? Вероятнее всего, да. Изучив структуру коммуникативных занятий, понятно, что создавать подобное не так уж и сложно. «У нас нет времени для этого, есть экзамены, планирование, много учеников, разные уровни, руководство, родители, учебники. И мы просто устали,» – заметят многие преподаватели. Я соглашусь. Однако, можно сформировать привычку придумывать игры и коммуникативные ситуации, воровать идеи онлайн, экспериментировать со структурой урока, постепенно набивая руку. Это стоит попробовать и для того, чтобы в перспективе не возникла проблема «грамматику знаю, но говорить не могу». Чаще всего, по мнению создателей курса, такое происходит, когда ученики не участвуют активно в коммуникации. Вместо того, что говорить, это Past Continuous и образуется он так и так, попробуйте вовлечь учеников в разговор, где они будут использовать это время и поймут почему, как образуется, в какой ситуации, что это значит. Грамматика – это динамическая система, это пятое умение на ряду с чтением, говорением, аудированием и письмом. Задача преподавателя не отделять это умение, а создавать такие упражнения, игры и ситуации, где грамматика активно задействована. При этом нужно учитывать, что форма, значение и ситуация использования усваиваются по-разному, иногда понятна форма, но значение и ситуация использования не понятна (Passive Voice можно запомнить, как образовать, но, когда использовать и что это значит, понять сложнее), поэтому рекомендуют изучать своих учеником и наблюдать, когда двигаться дальше, а когда задержаться и повторить материал.
Грамматическая практика может включать в себя упражнения на правильность, беглость и на создание нового, т.е. умения выражать свое мнения с использованием новой конструкции. В зависимости от уровня языка и трудностей учеников, преподаватель в праве решать, что делать. Drills, Story chains, Two truths and a lie, Guessing Games, Quizzes и множество других некнижных игр и практик поможет практиковать правильность, беглость или создавать свои идеи. В курсе неоднократно повторяется, грамматика не учится идеально за раз. Преподаватель обнаруживает или предсказывает сложности и вовлекает учеников в коммуникацию, придумывая как преодолеть сложности и как высказать свое мнения с использованием новой конструкции.
Вся сложность состоит в слове КАК. Как придумать, если идей нету или нету времени идеи создавать? Можно подсмотреть, как это делают другие и создавать по аналогии. Presentation – Practice – Production – одно из моделей создания уроков. Нужно придумать что-то увлекательное (видео, картинка, вопрос), создать интерес и представить новую структуру (I saw you yesterday at 3pm. You were kissing a policeman. Why?) Дальше убедиться, что ученики понимаю значение, указать на форму и создать игру, где будет практиковаться форма (Find someone who… What were you doing at 6pm? 9 pm?), роль учителя следить за процессом и поправлять ошибки. Затем следует перейти к практике свободной, например, поиграть в настольную игру с вопросами (Why were you climbing a tree yesterday at 3pm? Why were you dancing in pajamas yesterday at 7pm in the center of the city?). В конце можно написать тест или провести голосование за правильный ответ, чтобы оценить усвоение. Важно не давать лишнего. Я вспоминаю свои занятия и желание учителей дать побольше материала, желательно все и сразу, не учитывая уровня языка. Это не работает, лучше меньше, но качественнее. Обучение – это не дорога в один конец, лучше возвращаться назад несколько раз и одновременно изучать что-то новое. Использование юмора, создание контекста, использование хорошо запоминающихся примеров, вовлечение учеников в объяснение и открытие почему это так, интересные и заставляющие думать вопросы, личное мнение и вопросы о себе – это то, что рекомендуют использовать, для создания увлекательных занятий.
Что делать, если учебники не нравятся или скучные? Существует техника SARS (Supplement, Adapt, Reject or Substitute). Преподаватели вправе изменять, добавлять, опускать и менять упражнения в книгах для того, чтобы мотивировать учеников и увлечь их в обучение.
Еще один метод – это Task-Based Approach.Исходя из названия, понятно, что в основе лежит задание. Коммуникативное задание – это задание, где ученики вовлечены в беседу, игру, диалог, проект и имеют цель, отличную от освоения грамматических конструкций, где ситуация касается реального мира и значение важнее формы. Структура такова: Introduction, Task, Planning, Report, Analysis, Practice, Evaluation and Reflection. В примере очень хорошо показано, как и что делать. Несмотря на то, что планирование займет много времени, усвоение материала и вовлеченность учеников будет на 100%. И да, учитель может на занятии почти отдыхать, вся работа будет сделана до начала урока.
Пример:
Оставить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.